Иван Колманок: Каждый регион должен выбрать свою модель реновации
По мере того, как власти Москвы реализуют программку реновации жилищного фонда, энтузиазм к данной теме вырастает и в русских регионах. Мыслями о перспективах развития Москвы и способности творческого внедрения опыта столицы поделился представитель последнего поколения архитекторов, соучредитель строительного бюро AI-architects и педагог МАрxИ Иван Колманок. Концепция реновации четырёх кварталов столичного района Хорошево-Мневники, разработанная этим строительным бюро, стала финалистом конкурса, проведенного не так давно Москомархитектурой.
– Иван, реновация в Москве затронет в последнее время необъятные местности. Можно ли в связи с этим гласить о каком-то новеньком векторе развития городка и в чём он состоит?
– В итоге реновации Москва получит более доброкачественную архитектуру и поболее современную городскую среду. Был проведен конкурс концепций развития по нескольким экспериментальным площадкам. В нём участвовали сильные международные строительные бюро, общепризнанные звёзды русской архитектуры и юные коллективы. Мы, к примеру, оцениваем роль и выход в конец как большой фуррор. В тех концепциях, которые в итоге одолели, продемонстрирован высокий уровень проф мастерства.
Очень принципиально, что в каждом районе архитекторы делали концепцию развития сходу по нескольким кварталам. Мы изучали опыт реновации пятиэтажек в Восточной Европе и направили внимание, что там не было таких огромных пластов застройки пятиэтажным жилым фондом, как у нас. Потому в итоге подмены каждой раздельно стоящей пятиэтажки там не изменялась городская ткань. В Москве такое преобразование состоится. И это дозволит выйти на всеохватывающее решение многих серьёзных заморочек, в том числе транспортной. Население кварталов возрастет, количество автомобилей будет повсевременно расти, и пропускная способность дорог в этих районах повысится. Так как в рамках реновации также проектируются внутриквартальные дороги, новые схемы движения, планируется развитие публичного транспорта. При всем этом в новых домах будет реализована мысль дворов без машин.
– Если мы думаем о перспективе, мы должны осознавать, что через какое-то время в таком большенном городке, как Москва, мы обязаны будем равномерно отрешаться от личных автомобилей. Учитывается ли перспектива трансформации подземных паркингов под публичные места?
– Я тоже надеюсь, что лет через 25-30 мы вернемся к русским озеленённым местам. Парковочных мест будет «раз, два и обчёлся», а вы можете со собственного телефона вызывать беспилотный автомобиль, который доставит вас в всякую точку городка и после чего возвратится в какой-либо пригородный мегахаб. Чтоб быть «впереди планетки всей», нам нужно генерировать инновации. А у нас пока об этом речи нет. На данный момент нужно просто сделать один небольшой шажок вперёд – обеспечить город обычной архитектурой и сделать лучше инфраструктуру. Никаких чудес в решениях у нас не будет, все это нужные, издавна назревшие вещи. Вот в ОАЭ уже создаются «чудеса». Там есть городка с стопроцентно электронным транспортом. В Тель-Авиве муниципалитет, чтоб повысить пропускную способность дорог, организует бесплатную аренду велосипедов. У их город – 5 км морской набережной и 3 км местности вглубь. Потому на велике можно добраться до работы за полчаса. В неких странах идет речь о стопроцентно пешеходных городках.
– Давайте вернемся к пятиэтажкам. Как они исчерпали собственный ресурс и верно ли их на данный момент сносить?
– С инженерной точки зрения почти все находится в зависимости от коммунальных служб. Там, где коммунальщики работали радиво и поддерживали дома в соответствующем техническом состоянии, они сохранились отлично. Если же здание вообщем не обслуживать, то за 50 лет у вас всё что угодно развалится. Но дело даже не в этом: пятиэтажки устарели, сначала, морально. Они образуют довольно огромные кварталы, в каких тяжело поддерживать современный ритм городка, который уже заведён.
В особенности это приметно в Москве. Пройдитесь по Сретенке! Все куда-то торопятся, в кафе и барах какая-то жизнь происходит, магазинчики работают, кабинеты – ощущается, что вы находитесь в деловом центре. Те кварталы, где стоят пятиэтажки, просто спальные. Там сильно мало сервисов, фактически нет площадей, которые сдаются в аренду. Бизнес, который выкупает квартиры на первых этажах, еще охотнее идёт в более старенькые сталинские дома. В пятиэтажках нельзя сделать рабочие места, публичные зоны для работы и отдыха. А у нас речь идёт как раз о том, чтоб весь город пульсировал в неплохом деловом темпе. Тогда он будет увлекателен. Пятиэтажки в эту задачку не вписываются. И чем далее, тем больше это будет приметно. Если мы желаем, чтоб среда была комфортнее, нам нужно поменять город.
– Выходит, что кварталы пятиэтажек – это наследство прошедшего, которое нереально приспособить под современную жизнь. Всюду ли так происходит?
– В Рф есть красивые городка, которые спроектированы по той же схеме, что и московские районы пятиэтажной застройки. К примеру, Тольятти. Там очень широкие проезды, бульвары, всюду сильно много зелени. Население как было в русское время 700 тыс. человек, так и остаётся. Там есть большое автомобилестроительное предприятие, есть работа, город живёт собственной жизнью. Но при всем этом ему не нужно расти. В Москве ситуация совсем другая. У нас деловой центр, который создаёт мощнейший экономический магнит. Потому сюда люди со всей Рф съезжаются. И не только лишь из Рф.
– Какие характеристики плотности застройки и этажности соответствуют динамике развития современного экономического центра, которая сейчас требуется?
– Чтоб ответить на этот вопрос, для начала нужно осознать, о каком городке идёт речь. В каждой стране есть город номер один. Последующий город по численности населения, обычно, вдвое меньше, чем 1-ый, 3-ий – ещё в два раза меньше. Также и у нас. Население Москвы превосходит 12 млн человек, население Санкт-Петербурга составляет 5,3 миллиона, дальше есть Новосибирск и Екатеринбург с популяцией около полутора миллионов, а уже после их – 11 городов-миллионников. Москву нужно ассоциировать конкретно с теми большущими мегаполисами, которые в собственных странах делают функцию центров общественно-политической, экономической и культурной жизни. Это такие городка, как Париж, Шанхай, Лондон, Барселона, New-york.
В Париже, к примеру, средняя плотность застройки составляет 30 тыс кв метров на гектар. В центре Москвы на данный момент около 15 тыс кв метров, в районах пятиэтажной застройки – 4-4,5 тыщи. И, все же, Париж кажется нам более комфортабельным. Так как архитекторы спроектировали его таким макаром, что он не воспринимается, как перенаселенный.
В Шанхае плотность застройки просто страшная! В 2 раза больше, чем в Париже! Центр Нью-Йорка (район Манхэттэн) стопроцентно застроен небоскрёбами. Там фактически отсутствует зелень, плотность застройки приближается к 70 тыс кв метров на гектар. Но люди всё равно стремятся там жить и работать. Так как это экономический центр глобального масштаба. Там на маленьком пространстве сконцентрировано неограниченное количество людей, владеющих высочайшим умом и уникальными компетенциями. Рядом размещен старенькый промышленный район Даун-таун. Там высотность уже гораздо меньше – 5-10 этажей. А если разглядеть, к примеру, южноамериканский город Феникс - там маленькой деловой центр, вокруг него большая площадь низкоэтажной застройки и плотность застройки жилых кварталов низкая.
Итак вот, Москва рассматривается в качестве интенсивно развивающегося экономического центра интернационального уровня. Пока не все к этому готовы, потому у многих людей появляется недопонимание того, что делают архитекторы.
– Как опыт Москвы применим в русских регионах?
– Опыт Москвы будет увлекателен как пример масштабной городской строительной программки. В наиблежайшие годы все методы тут будут отработаны. После чего появится возможность всё проанализировать и применить в других городках зависимо от местных критерий. В любом случае нужно исходить из того, что исходя из убеждений экономики региона, строительство – это благо. Строительный комплекс один из важнейших драйверов развития. Ни в какой другой отрасли не задействовано настолько не мало людей, как в стройке. Потому если инвестиции приходят в стройку, рабочие места создаются и в смежных отраслях.
Если появится возможность провести реновацию в большом областном центре либо в каком-нибудь закрытом городке с популяцией 100 тыс человек, в каком ничего не изменялось с того момента, как его выстроили, это отлично. Другое дело, что для настолько масштабной трансформации городской ткани, которая намечается в Москве, не достаточно где имеются реальные предпосылки.
Главным условием развития городка является экономика. Если в городке сотворен экономический магнит, который притягивает людей, и существует культурная среда, которая может стать основой для какого-то особенного вектора развития, в данном случае можно гласить, что город имеет перспективы роста. Тогда и возникает смысл проектировать на месте пятиэтажных кварталов что-то новое. Если этого нет, тогда, может быть, стоит ограничиться реконструкцией пятиэтажек и модернизацией той городской среды, которая имеется. Каждый регион должен избрать свою модель реновации зависимо от реальных потребностей и экономических способностей.
- В каких городках в наиблежайшей перспективе может начаться рост?
- Принципиально, чтоб возрастающий город находился на определённом расстоянии от первого центра экономического роста. Так как он создаёт очень сильное притяжение. Если б Санкт-Петербург был размещен поближе к Москве, он не сумел бы расти так удачно. Хотя там как раз имеется особенный, европейский вектор экономического развития.
Пока способности для сурового роста есть в тех городках, где размещены штаб-квартиры нефте- и газодобывающих компаний. Но элиты у нас, как понятно, изменяются. Соответственно, изменяются и ценности. В регионы приходят юные губернаторы, у их есть амбиции, новые подходы. Так что, надеюсь, в скором времени появятся достойные внимания программки развития русских городов.
Губка для полировки Norton 125 мм
Круг полировальный Norton применяется для зачистки и полировки железных и пластмассовых поверхностей. Обеспечивает доброкачественную и резвую полировку обрабатываемых материалов. Полировальный самоклеящийся круг сделан из губы. До работы нужно кропотливо очистить обрабатываемую поверхность, чтоб не допустить возникновения царапин.
- Поперечник: 125 мм.
- Страна производства: Польша.