Недостроенная Россия – бесконечный процесс на 5 трлн рублей
Объем вложений на 1 января 2019 г. в 71,3 тыс. всех строящихся объектов составил 5,3 трлн руб.
30 октября в РИА «Анонсы» прошел круглый стол «Незавершенное строительство в Рф: препядствия и пути решения». Целью мероприятия было найти воздействие незавершенного строительства на экономику страны и как таковое понятие «проблемной незавершенки», обозначить главные задачи и пути сокращения объемов незавершенного строительства, в том числе в свете реализации государственных проектов.
В мероприятии участвовали аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, директор Департамента муниципальных мотивированных программ и серьезных вложений Минэкономразвития Рф Алексей Грановский, заместитель управляющего Федерального казначейства Станислав Прокофьев, председатель Комитета по природным ресурсам, принадлежности и земляным отношениям Гос Думы РФ Николай Николаев, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Ковалев, заместитель председателя Правительства Ленинградской области Миша Москвин, вице-президент Центра стратегических разработок Наталья Трунова.
Как понятно, строительство – это та ветвь, которая затрагивает огромное количество других отраслей и оказывает влияние на жизнь каждого региона. Но сколько в Рф долгостроев и что с ними делать – до сего времени было не ясно. И, как отметил Николай Николаев, сама по для себя ситуация смотрится дико.
В этом году Счетная палата провела масштабную работу по выявлению объектов незавершенного строительства (ОНС) по всей стране. Результаты анализа поражают – объем вложений на 1 января 2019 г. в 71,3 тыс. всех строящихся объектов составил 5,3 трлн руб. Из этих объектов 62,3 тыс. – строятся в плановом режиме, объем вложений в их – 3,8 трлн руб. Вызывают беспокойство 9 тыс. федеральных и региональных объектов, из их 3,3 тыс. – долгострои, строительство которых ведется более 5 лет, а 5,7 тыс. – брошенные. Следует особо выделить, что это два различных вида объектов, и решения по ним тоже могут различаться. Из проблемных объектов 2,2 тыс. приходится на федеральные, а 6,8 тыс. – соответственно на региональные. В валютном эквиваленте на долгострои приходится 1,14 трлн руб., а на брошенные – 0,33 трлн руб., т.е. неувязка исчисляется приблизительно в 1,5 трлн руб.
Конкретно на этом положении дел и был сфокусирован взор участников круглого стола. Как пожаловалась Светлана Орлова, невзирая на принимаемые меры по сокращению объемов объектов незавершенного строительства, в том числе общественного значения, существенных фурроров в этом направлении не происходит. В большинстве это связано с тем, что у исполнительных органов на федеральном и региональном уровнях нет системной работы, направленной на решение намеченной цели. Плюс ко всему, ни Градостроительный кодекс, ни другие нормативные акты сейчас не определяют понятие «незавершенного строительства», хотя оно интенсивно употребляется в законодательстве.
А ведь брошенные объекты – это безрезультатно потраченные экономные средства. При этом, не считая прямых утрат необходимо учесть и невозможность использования земляных участков, которые часто числятся единственным хорошим местом для размещения социально-значимых объектов, и сделанные неудобства для обитателей, и ухудшение городской среды.
Не много того, есть опасности переноса долгостроев в категорию брошенных объектов. Сейчас в долгострое считается 71 объект с объемом вложений 7,5 миллиардов руб., строительство которых идет больше 20 лет!
Не считая того, в текущее время насчитывается 15 тыс. незавершенных объектов общественного значения с объемом вложений 506,3 миллиардов руб., а это 25,6% от всех ОНС страны. Из их 835 объектов – брошенные, 570 – долгострои.
Брошенные либо 30 лет недостроенные?
Более достойные внимания данные привел заместитель управляющего Федерального агентства по управлению муниципальным имуществом Евгений Гаврилин. Оказывается, на текущий момент в казне РФ находится 541 объект незавершенного строительства – они не имеют правообладателя в лице министерств и ведомств, и с ними ведет работу Росимущество. Что с ними делать? Их можно передавать на уровень регионов и муниципалитетов, где будет рассмотрено решение – применимы ли они для предстоящего использования либо подлежат ликвидации. В последнем случае освобождается земля для будущих строек. За последние 2 года из объема ОНС, находящихся в казне, было вовлечено 124 объекта.
Всего же в реестре федерального имущества из брошенных объектов учтено 2800, относящихся к федеральной принадлежности.
Незначительно успокоил собравшихся Станислав Прокофьев, сообщив, что не за всеми 71,3 тыс. бухгалтерских записей стоит остов недостроенности. Система учета «незавершенки» ГИС «Управление» только содержит внутри себя всю информацию по схожим объектам, и только 28% по факту числятся недостроенными. Более 20% - это объекты, которые строятся на этот момент уже очень длительное время, из их несколько, время строительства которых превосходит 30 лет. И есть странноватая группа, которую планируется прицельно изучить вместе со Счетной палатой, 10% объектов уже введены в эксплуатацию с надлежащими документами, но по неведомым причинам не проведены через муниципальную регистрацию.
Как увидел Алексей Грановский, «незавершенка» - это штатная ситуация, т.к. в ФАИП все объекты находятся в этом статусе, так как они строятся на этот момент. По его словам, многим не нравятся жесткие правила ФАИП, при помощи которых осуществляется государственное инвестирование. Но большая часть федеральных объектов, которые числятся брошенными, были начаты вне нормативного поля – нехорошее планирование, не было планов организации строительства и сроков готовности объекта. Потому на данный момент объекты вносятся в ФАИП на основании решений от начала проектирования до конца – со всей цепочкой от финансирования до ввода мощностей. И если соответствовать требованиям, то объемы ОНС будут сокращаться – медлительно, но правильно.
Кому нужен недострой?
В чем все-таки предпосылки появления объектов незавершенного строительства? Оказывается, многие объекты строились без обычной проектно-сметной документации, которая в предстоящем переделывалась. Или в силу ряда событий средства не были выделены либо затрачены, строительство не началось. Важен и фактор доступности, привязка и понятие логистики – это тот случай, когда детский сад строился не в том месте, где он нужен людям. Повлияла и точечная застройка. Не считая того, в долгостроях числятся и объекты министерств и ведомств, а часто не плохая земля отдавалась конкретно им, а не для строительства «социалки».
Также на риск появления новых ОНС показывает порядок формирования ФАИП, который допускает включения новых объектов при наличии подобных незавершенных и необеспеченных финансированием, в следующем финансовом году, но ранее финансированных через ФАИП.
Как биться с этой ситуацией? Светлана Орлова предлагает ориентировать федеральные и региональные власти на результативность работы в этом вопросе, например, можно использовать дотации и расчет характеристик оценки деятельности органов исполнительной власти. А наведя порядок в «незавершенке», станет легче реализовывать национальные проекты. При всем этом должно быть планирование не только лишь где и что строить, а какой объект и почему должен быть законсервирован либо вовлечен в хозяйственный оборот, если это животрепещуще.
К примеру, может быть принято решение о продаже недостроя с аукциона, если считается нецелесообразной его достройка. Также может быть перераспределение объектов принадлежности, он может быть передан из 1-го вида принадлежности в другую, к примеру, из федеральной в субъектовую и напротив.
Нужна и гармонизация федерального законодательства с региональным, т.к. сейчас у каждого субъекта оно свое и правила свои. Не считая того, непременно должен быть уполномоченный орган, который системно выстроит эту работу – по подготовительным предложениям, им станет Минэкономразвития.
В связи с этим, как предложила аудитор Счетной палаты, нужно проработать вопрос присвоения уникального идентификатора – по другому говоря, каждый объект обязан иметь собственный номер, который он будет получать в едином порядке. И уже на данный момент на веб-сайте Счетной палаты расположена карта по учету ОНС, а в декабре будет запущена платформа с подробной информацией об объемах «незавершенки». И только за 2018 г. количество ОНС снизилось на 3500 объектов.
И тут – повинет 44-ФЗ
По словам Николая Николаева, предложение об открытости этой системы – самое правильное. Единственное, что работа должна проводиться стремительно, пока данные не устарели. А возникновение таковой системы будет помогать, в том числе противодействию недостоверной инфы, которая очень нередко возникает в отчетах.
Также он предложил поменять систему отчетности, которая основывается на данных освоения средств и искажает действительность. А чтоб не нарастала неувязка, необходимо отчитываться по результатам.
Важно, что сейчас идет заявительный порядок фиксации ОНС – собственник может зарегистрировать объект, а может, нет – это его право. А причина реализации таких проектов – слабо развито государственно-частное партнерство. Ведь при личном партнере станет непозволительно строить объект 20 лет. Не считая того, нужно вводить договоры актуального цикла в законодательство, ну и, конечно, зафиксировать в нем определение незавершенного строительства.
При всем этом, по словам Олега Ковалева, важнее сейчас – не допускать новых долгостроев. На данный момент планово вести работу на стройках мешает переход на 3-летний бюджет, который пока не закрепился в сознании регионов, что средства непременно к ним придут. Потому они не спешат заниматься детализированной проработкой проектов и документации.
Также необходимо поменять существующую контрактную систему, когда по итогам торгов подрядная организация определяется только средствами, а не по опыту, человеческим ресурсам, проф составу, своим оборотам и прочее. Должен быть отбор – способна ли строительная компания сделать данный продукт либо нет? Ведь, как напомнил поговорку член Совета Федерации, что недорого строили – это скоро забудут, что плохо выстроили – будут держать в голове всю жизнь.
А Наталья Трунова увидела, что население глядит не на проектно-сметную документацию и экономные строки, а на определенные брошенные объекты, и здесь же появляются вопросы, почему они стоят в таком виде. Потому не надо очень сберегать на стройке. Основная задачка – выстроить отменно, а не уменьшить смету «в ноль». Единственное, что сделать сейчас это проблематично, так как фактически не осталось проф сметчиков, в особенности в регионах. Не считая того, нужно регулировать ценообразование и улучшать нормативно-правовую базу, т.к., по ее словам, нынешние СНИПы подходят только для полей – ту же современную школу можно выстроить в чистом поле, а не в городке.
Регионы отыскивают выход сами
Опытом в борьбе с незавершенкой поделился Миша Москвин, ведь, как понятно, Ленинградская область – показательный регион с огромным количеством стройки. Тут на 1 января 2019 г. объем незавершенного строительства составил 26 миллиардов руб. Казалось бы – сумма большущая, но есть текущие объекты. За 6 лет было выстроено около 80 садов и 15 школ – на данный момент многие находятся в процессе строительства. Но считается и около 100 незавершенных объектов, большая часть из их 80-90-х гг., также и объекты, непрошедшие регистрацию. Уже сейчас по 12 из их принято решение о предстоящем использовании, по 8 – в процессе.
По его словам, нужно делить объекты – на находящиеся в строительстве, но считающимися недостроенными, недостроенные не так давно, находящиеся в стадии проектной документации, и брошенные, которые уже небезопасны для людей.
Как отметил контрольный аудитор Счетной палаты Москвы Виктор Фабисович, строительство имеет мультипликативный эффект, а недостроенные объекты – преумножающийся мультипликативный эффект, который ложится грузом на экономику городка и бюджет. В связи с этим в 2011 г. в Москве была сотворена оперативная группа при Департаменте градостроительной политики, которая занимается вопросами незавершенного строительства и долгостроями. За этот период времени из списка долгостроев исключено 494 объекта, из их только треть – экономные, другие коммерческие. Сейчас в списке находится 268 объектов, из их около 90 – экономные.
В Москве проводится работа по побуждению личных инвесторов окончить строительство – передача объектов, продажа и др. А для предотвращения возникновения новых недостроев заключается контракт аренды на земляной участок не больше чем на 6 лет, и аренда с каждым годом увеличивается, что вдохновляет инвесторов резвее заканчивать строительство. Также не выдается разрешение на строительство на один и тот же объект 2-ой раз – по другому говоря, если инвестор не начал стройку в период деяния выданного разрешения, то 2-ой раз это разрешение ему не выдается, что ставит препятствие перепродажи участков. Всего объем в Москве незавершенного строительства в последние годы сократился на 20%.
Абажур «Поплин» А15221 E14, цвет облачный
Абажур «Поплин» сделан из ПВХ — легкого, крепкого и обычного в уходе синтетического материала. Основной цвет ― пасмурный. Девайс смягчает искусственный свет, присваивает новые цвета интерьеру и заполняет комнату комфортом. Поперечник высшей части абажура 10 см, нижней — 25 см. Высота 12,5 см позволяет скрыть всякую лампочку.